Tuesday, June 1, 2021

Тоска – неотъемлемая часть русской души

 

Наму Виники

Век живи, век учись. Согласитесь, мотивация играет большую роль в учении; потеряв мотивацию, быстро опускаем руки. Если взять программиста, то непонятна мотивация заниматься русским языком. Ведь большинство языков программирования написаны на английском языке, да и профессиональные перспективы привлекательнее в англоязычных странах, как-то: в Америке или Европе. Тогда зачем мне, будучи выпускником отдела компьютерных наук в ПГУ, учить русский?

 

Признаю, что русский язык совсем не нужен среднему программисту. Лучше заниматься математикой или бизнесом! Тем не менее, важно понимать, что программист -- лишь одна из моих "шапок". Люди больше своей профессии, и занятие русским языком напоминает мне об этом, не давая мне отказаться от полноценной жизни. Кроме языка, меня увлекает музыка. Да, я программист, но без музыки мне никак жить. Собственно говоря, для меня неудивительно, что творчество и наука тесно связаны. Как считает прославленный композитор и пианист Ференц Лист: "без фантазии нет искусства, как нет и науки".

 

Естественно, именно музыка разжигала мою страсть к русскому языку. Однажды в моей школьной музыкальной группе исполнили композицию, в которой звучала мелодия песни "Полюшко поле". Играя этот божественный мотив на трубе, я испытывал чувство безмерной торжественности и тоски, будто я сам ехал на лошади по полю, ощущая прохладный утренний воздух на лице. Дома я, охваченный подобной необъяснимой эмоцией, всю ночь слушал песни в исполнении хора Красной армии. Как же удивило меня, что навязчивая песня из видео-игры "Тетрис" восходит к русской народной песне "Коробейники"! В следующем году в нашу программу входили отрывки из сочинений Чайковского. С этого начался мой интерес к русскому языку, к раскрытию так называемой "русской души".

 

Окончив школу, я переехал в Портленд учиться. Учёба в ПГУ была первым опытом серьёзного изучения русского языка. Я помню, как на мероприятиях каждой четверти мы пели песни из советских комедий и фильмов. Ещё раз притягивала меня музыка русскоязычного мира! Волны энергии и шарма советского кино соблазнили меня, и я часами слушали такие песни, как "Постой, паровоз" и "Если у вас нету тёти". У меня не хватает достаточного знаний по теории музыки, чтобы разъяснить проявление эмоции тоски в этих песнях; заслушиваясь музыкой этой эпохи, я чуть не испытываю ностальгию по чужому мне Советскому Союзу.

 

Спустя года два русские собеседники советовали мне послушать советских классиков. Сердце моё плакало даже с первого послушания трогательного голоса таких талантливых звёзд, как Хворостовский и Кристалинская. Время войн, ГУЛАГа и репрессий рождало трагические истории, что было почвой для великолепных произведений искусства, появившихся в Советском Союзе. Чувства горя, несправедливости, тоски найдутся и в произведениях Бродского, Довлатова, Прокофьева -- гений, которых недооценивала Родина. Страдание -- совсем не новая эмоция для русского народа. Как утверждал Достоевский, "страданием своим русский народ как бы наслаждается".

 

Кажется, что мотив страдания до сих пор особенно чувствуется в русскоязычном пространстве. То протесты, то коррупция, то непростые условия жизни, то низкая зарплата, то бедность, то отсутствие перспектив, -- и многие переедут в другие страны. Им жалко Родину, общая ситуация удручает, хочется гордиться, но получается жалеть. Следующая песня из фильма "Брат-2" -- из фильма, который входит из серию фильмов, хорошо передающих дух лихих 90-ых -- времени после распада СССР. 


С тех пор более менее стабилизировалась жизнь в постсоветском пространстве, однако многие трудности всё ещё надо преодолевать, искать пути, как справиться. Конечно, нынешнее бытие не всем такое печальное и серое, как раньше, тем не менее, значительно большое количество людей ищет альтернатив в Европе. Последние песни были выпущены недавно. По-моему, эти песни прекрасно выражают те чувства тоски и грусти, которые многие испытывали давным-давно, да и всё ещё продолжают испытывать сегодня. И всё-таки ощущается надежда: не пропадает желание что-нибудь другого, нового, стремление к чему-либо лучшему.

Остаётся только пожелать, чтобы нашёлся ключ к счастью и самоосуществлению!




No comments:

Post a Comment